Живая Природа – величайшее чудо, идеальный организм, существовавший миллионы лет. Способный к само-регуляции и восполнению, изменению и замещению. Но все это работает до тех пор, пока в игру не вступает иная сила, считающая себя выше и умнее всей остальной природы...
Некоторые виды когда-то были на грани исчезновения, но история повернулась так, что сегодня их численность во много раз превышает возможный максимум на единицу площади. Сейчас так случилось в Беларуси с бобрами. В Дятловском районе Гродненской области недалеко от деревни Костюки встречаются две живописные речушки – Мутница и Ятрянка. Местные старожилы говорят, что «бобров здесь отродясь не было». И только лет пять назад на эти реки начали приходить первые «поселенцы» и устраивать уютные бобровые заводи для выращивания потомства. В прошлом 2012 году «плотность застройки» уже была сравнима с густонаселенным мегаполисом. Но природа внесла свои коррективы, и паводок 2013 года оставил лишь небольшие напоминания о бурном бобровом городе в виде остовов некогда крепких плотин. Возможно, для рек это было спасение, ведь, как известно все хорошо в меру и чрезмерная деятельность боров приводила к нежелательному заболачиванию и уничтожению околоводной растительности.
Прогуливаясь по этим местам 31 мая 2013 года, мое внимание привлекли останки бобра в реке Мутница, списав это на знаменитую фразу «выживает сильнейший» я продолжил путь и, в скором времени, меня поразила очередная находка – мертвый взрослый бобр, без каких либо видимых травм прямо на берегу у моста, ведущего в деревню. Всего в каких-то ста метрах от первого дома. Осмотр с дороги соседней Ятрянки показал, что в местах завихрений воды скапливается значительный слой пены, свидетельствующий о наличии большого количества органики. Более детальный осмотр рек не позволили сделать проливные дожди и грозы.
Конечно, все можно списать на обилие дождей и смыв удобрений с полей. Но тогда напрашивается вопрос «Кто мы?», ведь «Мы- то, что мы едим» и если от удобрений погибают теплокровные животные, мы сами предрешили свое будущее. Можно предположить, что здесь производились сбросы отходов с близлежащих животноводческих комплексов. Но, не проведя соответствующих анализов, было бы не правильно обвинять кого-либо. Местных пугают также частые встречи лис в деревнях, это заставляет вспомнить страшное слово – «бешенство». Гадать можно довольно долго. Но я решил не заниматься размышлениями и сообщил в Гродненскую областную инспекцию охраны животного и растительного мира. Ответа пока не получил. Но искренняя вера в людей и добро оставляет в душе надежду на выяснение действительной причины гибели бобров.
Источник: Макс Реут, www.greenbelarus.info
|